Воскресенье , 15 Сентябрь 2024

Home » Культура » Валентина Золотарева: «В них — душа Камышина»

Валентина Золотарева: «В них — душа Камышина»

Валентина Золотарева

Пароход «Чайковский» доставил меня в Камышин ровно 60 лет тому назад, жарким летом 1957-года. Причал тогда был около здания нынешнего музея. Поднимаясь по склону, все удивлялась: зачем перед фасадом такого дворца возведен огромный дощатый сарай. Оказалось, это кинотеатр.

Через 2-3 года он, к нашей радости, сгорел, и для всех проплывающих по Волге, открылась Камышинская жемчужина русской архитектуры. «Жемчужин» тогда было немало. Добротные купеческие дома радовали глаз причудливой кирпичной кладкой, жестяным кружевом водосточных труб, фигурными украшениями на крышах с башенками и шпилями. А как хороши были наличники на окнах деревянных домов!

Николай Ерофеев

Но жара была жуткая. И ветер не радовал – песок скрипел на зубах. Редкие тогда появившиеся деревья казались прошлогодними вениками. Одна отрада – арбузы (заметила: с тех пор ем их всегда с улыбкой) и городской парк культуры и отдыха. Там и прохладнее, и дышится легче. Только уж очень много было наглядной агитации: противопожарной, педагогической, призывающей к трезвости и доблестному труду.

Села отдохнуть на скамейку, а передо мной текст, заставивший вскочить: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!». Ходила, искала работу. И вот в одном учреждении увидала копию популярной тогда картины «Ленин в Октябре». Поразило: до чего точно переданы хмарь грозовых туч, свинцовый блеск невской волны, твердь гранита набережной и хорошо знакомая мне зябкая питерская промозглость. Едва ли не лучше, чем в подлиннике!

– Кто это так хорошо написал?

– Николай Васильевич Ерофеев. Он большой мастер.

Вскоре мы познакомились. Его собственные пейзажи были превосходны. Он рассказал, что учился искусству у Николая Петровича Волконского, известного скульптора, приехавшего из Саратова и последние тридцать лет жизни из 90 прожившего в Камышине. Он вел рисование в школах, создал художественную студию. Коля Ерофеев учился успешно и с удовольствием. Чего не скажешь о его младшем приятеле по студии Алеше Маресьеве.

Очень старался, но не получалось, по сто раз исправлял, переделывал. Потом в журнале «Юный художник» Алексей Петрович откровенно писал, как трудно ему было рисовать: «Художником я не стал, но волю закалил, и это пригодилось мне в жизни».

Лефтор и Синилов

Кроме Ерофеева в то время увлеченно занимался живописью А. С. Вихлянцев, фронтовая медсестра М. Н. Милованова, заведующий клубом «Нефтяник» А. П. Петров и другие. Первые художественные выставки являлись общегородскими, но очень скромными. Художников было немного, да и большое мастерство – редкость. А любители – что с них взять.

Рецензия на юбилейную выставку к 3000-летию Камышина так и заканчивалась: «Как жаль, что у нас нет художников-профессионалов». Вскоре в редакцию газеты пришло письмо от только что приехавшего в Камышин Павла Георгиевича Лефтора. Он поругал выставку, раскритиковал рецензию и высказал претензию: «Как это у нас нет профессионалов? А я?».

С Лефтора начались профессиональные выставки. Они стали обычным дело после прибытия в наш город Евгения Григорьевича Синилова. К камышинской живописи прибавилась тонкая, изящная гравюра. Мы учились наслаждаться выразительностью пятен, линий, цвета, ритма. Узнали , как красивы и интересны экслибрисы.

Художественная школа, художественная галерея, колледж искусств, интенсивно работающих Творческий Союз художников России превратили Камышин в город одаренных художников.

На новый уровень

Мне часто приходят на память то туманная роща Владимира Котова, то ядовитая травянистость «антиалкогольного» натюрморта Сергея Лебедева, то размах красочных пейзажей Владимира Добрынина, то синий кот Сергея Чегодаева, то цветущая старая яблоня Геннадия Богословского. Сейчас он пленяет своим творчество пушкинский Болдино.

Так на моих глазах рос и расцветал Камышин – город художников, мастеров кисти и резца. Искусство преобразует в сказку простые явления повседневности. Еще один мастер Павел Иванович Бутяев своим неутомимым творчеством придал Камышину яркий, сказочный вид. Творчески восстановил утраченные, воспел ныне существующие красоты, в живописи и графике отразил историю нашего города. Знают и любят жители нашей земли Александра Безрукова, Ивана Коваленко…

Уже на новом академическом уровне творят Максим Уханев, Светлана и Александр Саблины. Их выставка «Окно в лето» просто чудо! Нашему городу есть, что показать на областном и всероссийском уровне. Не меньшую радость приносят камышинские поэты, артисты, музыканты. Культура города действительно становится средой, растящей и питающей личность. Не менее талантливы другие молодые авторы: Виталий Ломако, Сергей Пунтусь, Николай Савеко. Да только ли они!

У нас есть что посмотреть, послушать, где и с кем пообщаться. Литературная группа при редакции «Диалога» на моих глазах превратилась в большое литературное объединение «Родник»,  выпускающее ежегодный альманах, ежемесячный журнал, книгу за книгой.  В ноябре отметим 90-летие организации.  Это праздник для всех книголюбов.

Зовут к правде

Не секрет, что в век интернета, интерес к книге поугас. А ведь еще Борис Пастернак писал: «Книга есть кубический кусок горячей дымящейся совести…» Прочтите произведения наших родниковцев Валентины Власовой, Людмилы Якимовой, Анны Тарасовой, Сергея Орешкина, Валентины Ватажко, Василия Мамонтова, Николая Максикова… Любое зовет к правде, обращено к совести. В наше не очень совестливое время – это великое дело.

Спасибо администрации города: она сохранила наши библиотеки. Теперь мы еженедельно собираемся, обсуждаем новинки, читаем классику. У нас есть среда для духовного роста и творческого развития. Сохранен и театр. «Репертуарный театр – это наше достояние, наше достоинство, наше святое своеобразие» – любит повторять Марк Захаров. В самом деле, на Западе каждый актер сам по себе. Нужен – позовут, нет – иди в грузчики. Здесь артисты растут. За сто восемь лет камышане вырастили сотни актеров в их числе Михаил Светин и Дмитрий Дроздов.

Вижу как зреет комедийный дар Николая Дубровина, как совершенствуется режиссерский почерк Яны Арзамасцевой, талант главного художника Валерия Мищенко и др. Но что мне особенно нравится во всех наших художниках, поэтах и артистах – это доброжелательность. Год назад ушедший от нас Владимир Добрынин написал трогательную книгу «Служу культуре России». Она есть в интернете, советую прочесть.

Из нее и других моих жизненных наблюдений можно понять: наши таланты не скособочены цинизмом, не скривлены злобой, не сгорблены отчаянием. Заканчивая своеобразную прогулку в прошлое и настоящее, хочется процитировать слова юной поэтессы из глубинки: «… Россия без них – словно ствол без корней». Это действительно так.

Валентина Золотарева: «В них — душа Камышина» Reviewed by on . Пароход «Чайковский» доставил меня в Камышин ровно 60 лет тому назад, жарким летом 1957-года. Причал тогда был около здания нынешнего музея. Поднимаясь по склон Пароход «Чайковский» доставил меня в Камышин ровно 60 лет тому назад, жарким летом 1957-года. Причал тогда был около здания нынешнего музея. Поднимаясь по склон Rating: 0

Leave a Comment

scroll to top