Предъюбилейный 109‑й театральный сезон в Камышинском драматическом театре открылся премьерой деревенского фарса «Без меня меня женили», поставленного режиссером Александром Штендлером по пьесе немецкого драматурга Франца Крёца.
Сказка для взрослых написана в 1976 году, в текущих аннотациях часто характеризуется как нетипичная для нашего времени история. Судя по некоторым вольным моментам, скорее, это нетипичная история для эпохи, взятой Францем Ксавером Крёцом за основу. В старой немецкой деревушке какие стринги и виагра? Но это комедия-фарс, так что не будем о строгих фактических соответствиях. Перейдем к сути.
Необычное решение
Тридцатилетний Ганс (артист Николай Дубровин) не хочет жениться. Парень из зажиточной семьи абсолютно не готов к браку, не понимает тонких девичьих намеков, в семейных узах не видит ничего хорошего, у него в голове нет ни единой мысли о свадьбе.
Это очень расстраивает его мать – властную хозяйку поместья вдовушку Катарину (артистка Галина Хвостикова). Она сокрушается, уверена: чтобы продолжился род, по дому должны бегать милые, забавные внуки. Дабы хоть как-то изменить ситуацию, женщина предлагает влюбленной в Ганса Рози (артистка Мария Клыпина) переодеться в мужчину, представившись потенциальному жениху новым батраком во владениях. А там…
Старший батрак (артист Юрий Щербинин), симпатизирующий богатой вдове, до поры до времени не догадывается о необычной затее. Сюжет разыгрывается весело, искрометно, на ярком фоне, который представляет собой оформление сцены (художник Александр Саблин).
Чуб или кудри?
Галина Хвостикова – яркая, эмоциональная актриса. Ее сценические образы, как правило, запоминаются живостью, особой характерностью. На сей раз Катарина тоже преподнесена живо, бодро, с азартом. Да и неординарный Юрий Щербинин в роли Даммерля буквально покорил зал: он был настолько симпатичным, игривым и «незатюканным», что заранее не зная перипетий произведения, можно принять его, скорее, за мужа хозяйки, чем за наемного рабочего.
Из Марии Клыпиной получилась чрезвычайно нежная Рози. Даже в образе «младшего работника» она выглядит хрупкой и трогательной. Николай Дубровин преподносит зрителям своего рыжего Ганса, как и задумано автором и режиссером, прямолинейным увальнем, которого трудно представить в роли ухажера.
Касательно образа «безбрачника», некоторые зрители в антракте говорили между собой о том, что они не прочь были видеть «затворника» с «солнечными кучеряшками», а не с неким подобием чубаоселедца, как у запорожского казака, и бакенбардами, словно у баснописца Крылова. Может быть, может быть…
Спасибо за мнения
Реакция зрителей на спектакль – это то, ради чего ломаются режиссерские копья, тратится актерская энергия, творится, малюется, поется, танцуется. Если удариться в статистику и выразить услышанное журналистом, «внедрившимся» в массы в день премьеры, в процентном отношении выходит следующее.
«Спектакль понравился» – 60% опрошенных. «Спектакль не понравился» – 10%. «Не поймем, что не понравилось, может неудачный выбор пьесы?» – 10%. «Артисты великолепные, но пьеса ужасная» – 10%. «Пьеса не для премьерного показа, больше подходит для капустника» – 10%. А вы как считаете?
Многие опрошенные выразили уверенность в том, что актеры камышинского театра имеют гораздо больший потенциал, чем им предлагается реализовать. Они настаивают: при корректировке позиций, КДТ далеко пойдет, будет еще более известен за пределами области. Редакция газеты «Диалог» благодарит всех участников опроса за неравнодушную позицию и искренность во мнениях.
Дружный коллектив
Особую точку зрения выразили театралы по вопросу сценического оформления. Оно не просто красочное и выразительное, но и композиционно выверенное. Чувствуется рука профессионального художника, каковым является Александр Саблин. Отличные костюмы (художник С. Саблина) – гармоничные, яркие, милые (дада!), сшитые с любовью В. Ефименко и О. Мургиной.
Чувствуется, что хорошо поработал парикмахерпостижер (Л. Селезнева) – прически незамысловаты, но все в тему, волосок к волоску, в «копилку образа». Умелое владение светом (Д. Пучкова, И. Килунов). Прекрасно подобранное музыкальное оформление (Е. Бакин) – о нем зрители упоминали «отдельной строкой», уверяя, что мелодичное и точное сопровождение сделало спектакль еще интереснее.
Славно смотрелись деревенские девушки – Светлана Смирнова, Мария Тульникова, Дарья Манвайлер. Красивые, пластичные, улыбчивые, – их появление всегда было «в кон», придавало происходящему пикантности и оживления. Новоиспеченный хореограф Светлана Смирнова показала себя с самой что ни на есть положительной стороны.
Засим позвольте откланяться, оставив собственное мнение «за кадром», хотя оно присутствует среди «зрительской статистики». Впрочем, минуточку! Слегка приоткроем «занавес»: наши артисты очень талантливые. Как и режиссеры, и художники. Хотелось бы, чтобы они «сыгрались» окончательно и бесповоротно. Согласитесь, это единственный способ поступательного движения по выбранному пути.
Марина КАРАВАЕВА
Хотим сказать…
Людмила ПУГИНА:
– В Камышинском драматическом театре бываю часто. Мне очень нравятся артисты. В спектакле «Без меня меня женили» покорили легкость, изящество игры, оригинальное использование немецкого, хорошо подобранная музыка. А еще очень люблю выступления музыкантов перед началом представления. Как хорошо звучали скрипки!
Мария БАУМАН:
– Переехала в Камышин всего полтора года назад, поэтому назвать себя заядлой местной театралкой пока не могу. Но уже успела посмотреть некоторые спектакли, в том числе «Без меня меня женили». Понравилось всё: яркие декорации, веселый сюжет. Восхищена игрой актеров, но особенно хочу отметить Юрия Щербинина. Талантливый, опытный артист, любимец публики!