Режиссер Камышинского драматического театра Яна Арзамасцева 21 октября представила зрителям свою новую работу – спектакль «Городок провинциальный».
Одноименная пьеса Татьяны Уфимцевой написана недавно – в 2016 году. Но как прав был старик Шекспир, еще в XVII веке написав: «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актеры… и каждый не одну играет роль!» О, сколько ролей выпадает каждому за время пребывания на нашей маленькой Земле! Мы – дочки, сыновья, матери, жены, одноклассники, соседи, сослуживцы, любимые, отвергнутые…
Все как в кино
Крылатая шекспировская фраза пришла на ум, как только открылся занавес: по задумке художника Валерия Мищенко действие происходит на фоне стилизованных матовых «обрывков» киноленты и за ними. Черный перфорированный край обрамляет силуэты домов на заднем плане: целый жилой квартал!
Мы-то знаем, что за каждым окошком — крутой «театр», точнее, то еще кино: люди встречаются, влюбляются, женятся, расстаются, забывают, вспоминают друг о друге… Вот и исполнительница ролей в популярных сериалах Наталья (арт. С. Юдина) вспомнила о матери (Мария Михайловна – арт. Л. Дайнега).
Как говорится, не было бы счастья встречи, да случившееся со звездой несчастье помогло. Мы часто спешим к родителям, когда «жареный петух клюнет», чаще – отлежаться, отсидеться, переждать. Реже, чтобы просто «обнять предков». Тема актуальная во все времена, в наши безбашенные – особенно. Кажется, актерам и играть не нужно – просто живи.
Но нет: играть требуется всегда: высококлассно, захватывающе, на разрыв! Театр на то и театр, чтобы усиливать чувства, будить зрителя, вести его за собой. Удается ли это молодой труппе КДТ (она заметно обновилась практически за пару сезонов)? Бабушка надвое сказала: задорные улыбки, юные лица, отсутствие скованности в движениях – что есть, то есть.
Играй, артист!
А вот глубины проникновения в образ, умения перевоплощаться так, что и не узнать, изящества, тонкости, интеллигентности, сбалансированности в действиях… Пока чаще тянет сказать: «Классные ребята! «Подрастете» — точно проскандируем: «Отличные актеры!». И камышане начнут ходить не «на спектакль», а как в старые добрые времена, – на Зайцева, Карякина, Роговскую, Ватажко, Штендлера, – на Смирнову, Юдину, Манвайлер, Суханова, Бунякова… Нет сомнения, придет тот час!
Однако вернемся в «Городок провинциальный». В первом действии Светлана Юдина входила в роль как-то слишком медленно, словно нехотя. Ее героине – актрисе Наталье (мы живем в эпоху, когда сериальные актрисульки считают, что выше них – только звезды), как ни странно, не хватило гармоничности в поведении, движениях. Во втором акте все пошло на лад, срослось: Светлана в лучшем смысле слова, разыгралась.
Артистка Лилия Дайнега – человек старой закалки. В прямом и переносном смысле. Она достойно держится в молодежном коллективе. Ее героиня учительница Мария Михайловна нужна всем, словно солнышко в туманный день – квартирантке и бывшей ученице Оле (арт. Мария Клыпина), ухажеру Оли Мите (арт. П. Суханов), слепому соседу Николаю Ивановичу (арт. Э. Сажин), школьной подруге дочери Вере (арт. Д. Манвайлер), мужу Веры Вадиму (арт. А. Буняков). Лилии удалось создать образ доброй, мудрой женщины, готовой согреть теплом всех, кому оно необходимо. Жаль, что родная дочь в нем не нуждается… Или так показалось?
Сопереживающий зритель
Просто удивительно: как наши мамы любимы и ценимы многими, а мы не замечаем их ценности до тех пор, пока не прозвучит, как гром среди ясного неба: «Поздно!»… Было заметно: зал соскучился по возвышенным чувствам, ищет забытые истины, даже если не готов открыто признаться в этом.
Давно потеряв «советскую идейность», зритель все равно искренне сопереживал доброте Николая Ивановича, непосредственности Мити, преданности Оли. Или это актеры заманили их в «сети» сюжета? Вероятно, это и есть та самая взаимность, о которой так много говорилось выше.
Дарья Манвайлер выходила неизменно под аплодисменты: артистка очень достоверная. Она запоминается, даже мелькнув в эпизоде, тем более в полновесной роли. Ее Вера – простодушная, доверчивая, открытая, умеет постоять за себя и мужа Вадима. Да и Вадим (А. Буняков), пожалуй, поразил публику, своей спокойной устойчивостью к искушению «старой любовью».
Николай Дубровин сыграл роль таксиста из «родного аула» Натальи. Получилось неплохо, в меру заданных режиссером рамок. Музыкальное оформление проработал завмуз Александр Ферхов («по совместительству» –актер). Он практически всегда находит тот самый нотный колорит, который дополняет, расцвечивает спектакль. Не промахнулся и на сей раз, как и постановщик танцев Ольга Шевченко (она же актриса). К слову, артист Петр Суханов еще и ассистент режиссера в этом спектакле. Такой вот круговорот профессий в природе Камышинского драматического театра.
Завершить повествование хочется размышлением из приветственного слова директора КДТ Евгения Бакина: «Мы мечтаем о дальних далях, считая, что именно там живет счастье. Но хорошо там, где нас нет. А может быть и хорошо, потому, что нас там нет». Возможно и так. Спасибо вам, режиссеры и артисты, костюмеры и гримеры – все те, кто знает: чтобы дома было уютно и тепло, достойно и привлекательно, нужно не «улетать», а преданно работать здесь и сейчас. Мы гордимся вами, ждем ваших новых работ!