Четверг , 25 Апрель 2024

Home » Размышление на тему » Как мы захотели уехать туда, где лучше заботятся об отдыхе. Читая старую газету

Как мы захотели уехать туда, где лучше заботятся об отдыхе. Читая старую газету

vmeste
Недавно по долгу службы довелось с головой уйти в изучение архивных подшивок газеты, в которой работаю. Много лет, в том числе и в «посещенные» мною 1960-е, она называлась «Ленинское знамя». Чем больше я удалялась от кисельных демократических берегов, тем больше поражалась глубине советских молочных рек.
Глубине молочных рек, шири колхозных полей, мощи заводов и фабрик… Доложу вам, это было нелегкое испытание: такого масштабного пиара посевов и косовицы, надоев и намолотов, масштабного промышленного и жилищного строительства и массовых новоселий, морально – нравственных ценностей советского человека, русской и зарубежной культуры сегодня представить невозможно!
И это при том, что россияне XXI века получили возможность круглые сутки «купаться» в бурных потоках разнообразной информации: красочных, броских, шокирующих, развлекательных, познавательных, рекламных. Но что это? Бравурное словесное изобилие пожелтевших страниц «наступает и выигрывает»! Невозможно отделаться от мысли: в призывах и рапортах практически все – истинная правда!
Я ежедневно хожу по, теперь уже старым, а тогда только строившимся, жилым кварталам, более того, живу в «советском доме». Езжу на работу через Бородинский мост, возведенный руками пятидесятников – шестидесятников. Созерцаю множество промышленных предприятий (точнее их «останков»), которые в 1960-е годы только пускались в строй.
Любуюсь тихим, как заводь, кинотеатром «Победа». Проданный «перестроечным» частникам, он превратился в развлекательный центр, который приказал долго жить. Бываю в славном центре культуры и досуга «Дружба», куда мои родители по молодости бегали в кино. Да, клич: «Камышане! Выполним и перевыполним очередной пятилетний план!» звучал не зря. Все про что написано – весомо (порой немного грубо), зримо, даже спустя четверть века после развала СССР.
Удивительно, но даже проклинаемый в каждом номере «Ленинского знамени» капитализм, оказался ровно таким, каким мы его видим теперь: развращенным, хищническим, подлым, нагнетающим межнациональные распри и войны.
А вот, осуждаемый либералами социализм на нынешнюю поверку показался мне удивительным, сказочным, недосягаемым. Я, наконец, поняла, почему старшее поколение камышан, в «читаемую» пору – молодые рабочие, инженеры, механики, поммастера, учителя – до сих пор любят звонить в редакцию газеты, решительно требуя прекратить безобразие, которое процветает повсюду – на еще недобитых современным НЭПом «участках» производства, ЖКХ, в социальной сфере. В старой газете им настоятельно рекомендовали сообщать «куда следует» о недостатках, которым не место в обществе нового типа! И не только обещали «своевременно отреагировать», а действительно реагировали!
Но это была присказка. Теперь перейдем к советской сказке, точнее были. Их можно написать много, но я «воссоздам» всего одну. Да и не я вовсе, а внештатный корреспондент «Ленинского знамени» Н. Тутаева. В газете №43 от 15 марта 1968 года рубрике «По молодежным общежитиям» вышла ее статья

«Чистота и… равнодушие»

«Смена окончена. Сняв спецовку, молодая работница идет к себе в общежитие, в свой второй, после родительского дом», – пишет незнакомая мне пылкая (несомненно, комсомолка) Тутаева. – Впереди достаточно времени, которое неплохо бы посвятить учебе, общению с искусством, выполнению комсомольских поручений».
«Высокие, высокие отношения с окружающей действительностью!», – шепчу я слова героини фильма «Покровские ворота» и продолжаю чтение, сокрушенно покачивая головой.
«Посмотрим, как используют свое свободное время обитатели общежития стеклотарного завода». Интересно, как?
«Внешне здесь, все как будто хорошо. У входа, как и всюду, висит санитарный листок. В светлых комнатах уютно и чисто. Аккуратно заправлены кровати. На окнах занавески. На столах и тумбочках чистые салфетки. Много цветов. Особенно уютно, даже как-то празднично в комнатах №2 (староста Аня Прилипкина) и №15 (староста Галя Головченко)».
Ловлю себя на мысли, что не прочь махнуть на полвека назад, — пообщаться с этими Калиниными на предмет поддержания теплой атмосферы, чистоты и порядка в их «втором родительском доме». Сейчас с этим в «общагах» напряженка.
«Есть в общежитии кухни с горячей водой и газом. Есть небольшая библиотека. Для тех, кто загриппует приготовлен изолятор». – Ни фига себе! Некоторые думают, что тогда по Москве и Камышину вообще только медведи ходили!
«И по части культурно – массовой работы вроде бы все в порядке. Время от времени гости – библиотекари проводят беседы о писателях, лекторы горкома партии читают лекции о международном положении. Бывают и вечера танцев». Я напряглась: «К чему клонит эта Тутаева?»
Ага. «… на лекциях обычно присутствуют15 — 20 из ста семи живущих в общежитии. А вечера удаются лишь тогда, когда приходят шефы. Где собственная инициатива жильцов? Где комсомольский задор ста девчат и семи парней, проживающих под одной крышей?». – Рассеянно думаю: «Действительно, раскудрит твою через коромысло? Могли бы и подсуетится!». Но разве это ни личное дело каждого – танцевать или не танцевать?
А внештатница разошлась не на шутку: «Вот список членов бытсовета. В список занесены 6 человек. До смешного просты их обязанности. Раиса Хрищатая и Анзор Гагиев отвечают за чистоту в комнатах. Нина Иванова – за чистоту на втором этаже. Николай Кучеренко – за чистоту на первом этаже. Не бытсовет, а какой-то санпост. Правда, Надежде Меньшовой поручено распространение билетов в кино и театр. Но это тоже скорее бухгалтерская деятельность, чем живая культурно – массовая».
Напряжение внутри росло как снежный ком: что не так??? Неужели то, что «Шесть лучших комсомольцев общежития, шесть человек, которые могли, если бы захотели, поднять все общежитие на ноги, увлечь за собой молодежь, взбудоражить «пассивное царство» интересными делами, пока что занимаются лишь наведением чистоты и распространением билетов»? Господи, ну какие такие интересные дела должны были «замутить» эти шестеро? Библиотекари, лекторы приходят, танцы устраиваются, билеты в кино и театр распространяются! – искренне недоумевала я.
«Трудно обвинять членов бытсовета в том, что красный уголок общежития – крохотная комната, – смилостивилась Тутаева, но тут же строго указала: «…в том, что в общежитии нет СТЕННОЙ ГАЗЕТЫ, бытовой совет, безусловно, виноват». Вот, оказывается, в чем проблема!
«Как может молодежный коллектив обходится без стенной газеты? Ведь в газете, как в зеркале, можно отразить разнообразную жизнь рабочих. Газета заставила бы комсомольцев поразмыслить над тем. Что тихая заводь хороша только для карасей, а не для молодых, энергичных девушек и парней. Не только у станка, но и в общежитии, комсомольцы должны быть вожаками, заводилами, дерзать, мечтать, быть всегда впереди». Кто из «наших», нынешних, продвинутых мог такое подумать?
А дальше вообще из области фантастики:
«…Тем более, что в общежитии есть люди с которых берет пример вся молодежь стеклотарного завода. Нина Иванова, Лидия Рубис, Зоя Попукалова, Надежда Меньшова – члены бригады коммунистического труда. За отличную работу они награждены значками ЦК ВЛКСМ.
Многие девчата занимаются в кружках художественной самодеятельности в заводском клубе. Нина Желонкина и Люба Тулупникова посещают драмкружок, а Люба Иргалиева, Лидия Рудакова, Алла Королева и Валентина Желонкина поют в заводском хоре. Просто инициативу активистов нужно лучше организовывать, больше поощрять. Разве не помогла бы тут своя газета?
Комендант общежития Мария Ивановна Маслова – человек сердечный, простой. По — матерински заботится она о девчатах, строго взыскивает с них за неопрятность, следит за порядком. Жильцы уважают и любят Марию Ивановну. Но возбуждать общественную активность молодежи ей трудновато. Тут должны помочь и администрация завода, и завком, и комсомол.
Мало внимания обращается в общежитии и на спорт. Завком не заботится о спортивном инвентаре. Поэтому зимой не было в общежитии ни лыж, ни коньков.
Может быть поэтому, а также из-за других «мелочей» так велика текучесть жильцов в общежитии и текучесть кадров в целом по заводу?». Как вам это нравится?
Вывод вообще потрясающий: «Если в общежитии чисто, уютно, но скучно и веет равнодушием – разве останутся надолго в таких условиях юноши и девушки? По всем законам молодости они уходят туда, где кипит жизнь и горит комсомольский огонь, где лучше заботятся об их отдыхе!».
Вам все еще хочется искать по заброшенной, опустевшей России (сверкающий огнями Центр – не в счет), где вашему оскорбленному гражданскому чувству есть уголок? А ведь он уже был, его «видели» даже в маленьком волжском Камышине! Но нам захотелось, чтобы «жизнь кипела». Раньше для этого нужно было всего лишь начать выпуск «стенной газеты». А теперь? 
Марина КАРАВАЕВА
Как мы захотели уехать туда, где лучше заботятся об отдыхе. Читая старую газету Reviewed by on . Недавно по долгу службы довелось с головой уйти в изучение архивных подшивок газеты, в которой работаю. Много лет, в том числе и в «посещенные» мною 1960-е, она Недавно по долгу службы довелось с головой уйти в изучение архивных подшивок газеты, в которой работаю. Много лет, в том числе и в «посещенные» мною 1960-е, она Rating: 0

Comments (1)

Leave a Comment

scroll to top