Трещат морозы, а мы их не боимся. Дымок над крышами, парок изо рта — гуляем по историческому центру Камышина. Нынче кланяемся тебе, улица Советская! Разреши через слово величать тебя по-старому Большая Царицынская! Дай «покрутить» твой калейдоскоп ушедших лет! Уж очень хочется, хоть одним глазком, посмотреть на удивительные картинки, слагающие твою судьбу!
Приличное помещение
Дома на Царицынской почти сплошь из старины глубокой. По сравнению с, когда-то главным торговым центром, «пышной» улицей Саратовской (ныне Октябрьская), наша героиня — скромница. Но если от Саратовской остались рожки да ножки, Царицынская держится!
Начинается ныне Советская у синего моря Волги (Волгоградского водохранилища), с дома №1 (и по современной нумерации, и по красоте архитектуры). Это — Земский дом, ныне – здание Камышинского историко-краеведческого музея. Герой почтовых открыток начала XX века и сегодня — наша гордость и краса.
Здание построено в 1901 году по проекту архитектора Алексея Тимофеева, на средства, взятые в заем, графом Дмитрием Олсуфьевым. Кругленькую сумму этот человек целенаправлено передал на строительство в Камышине «приличного помещения для присутственных мест», а также преодоления «отсталости строительного искусства в наших провинциальных городах». Он лично подбирал архитектора, утверждал проект.
Краевед Евгений Хорошунов, а с ним заодно старший научный сотрудник Камышинского историко- краеведческого музея Галина Пшеничная, высказывали предположение, что, скорее всего, земля под зданием тоже принадлежала роду Олсуфьевых.
Построив красавец — дом, Камышинское земство, тогда еще Саратовской губернии, пополнило архитектурную летопись города стилем «русского барокко», мотивами московско — ярославского зодчества XII века. Не случайно, «терем» в Камышине узнают в «лицо» жители Москвы, 1000-летнего Ярославля, Казани, других исторических городов России.
Прокуратура и романтизм
Дом №3 по Советской с недавних пор еще один филиал Камышинского историко-краеведческого музея. В скором времени в нем разместится Музей Арбуза. Изначально — это «Уездное по воинским делам присутствие», здесь же располагались квартиры.
Главное здание построено в 1891 году, а к 1901 — ому году, практически одновременно с Земским домом (кстати, тоже «содружеством» нескольких зданий), сформировался и весь его архитектурный ансамбль. В декоре просматриваются мотивы петербуржского барокко.
В иные времена в доме №3 располагалась гостиница купца Филимонова, перед революцией 1917 года домом владел «Иван Грозный по-камышински» – купец Иван Шемякин.
У дома №7 можно грустно пошутить: «Здесь стояла пожарная каланча, которая однажды сама сгорела» в 1998 году. Деревянное сооружение двенадцати метров в высоту в старом Камышине было настоящей достопримечательностью! Сохранился кирпич из старой кладки. На нем цифра 1873 или 8 – неразборчиво…
Каланча, по мнению архитекторов прошлого, музейных работников и старожилов Камышина, зрительно «держала» всю улицу: пока не показалось здание Земского дома приковывала внимание каждого зеваки.
«Пожарки» не стало, но остались другие составляющие архитектурного этого объекта «Уездное управление воинского начальника», в который она входила.
Хотя здесь в настоящее время располагаются структуры, далекие от романтики (прокуратура, следственный отдел), ансамбль представляет собой образчик «регионального романтизма».
Два или один?
Миновав парк (это особая статья), мы остановимся у большого, выразительного здания, который современный камышанин «определяет» коротко и просто: «Военкомат». А откроешь старинные документы — домовладение купца Федорова. Городская усадьба с амбаром, скотным двором, зимним и летним каретными сараями, конюшней.
Этому же Федорову принадлежал доходный дом на углу Советской и Республиканской. Но жильцы, которым купец сдавал площади в аренду, называли его Безруков. Так что же: Федоров, по-уличному Безруков? Или это два разных человека?
Тут самое время вспомнить легенду. Говорят, присвоил купчина чужие денежки, потому и смог одновременно строить два больших дома на одной улице. Камышанин Семенов (Полянский), из мещан, который писал пьесы для постановки в Народном театре (ныне здание ДЮСШ №1), даже выдал по этому поводу сочинение под название «Богатство привалило, а счастье отвалило». Возможно, в главном герое камышане узнали Федорова, да и прозвали его «Безруков» («чтоб тебе без рук остаться, ворюга»).
Нарышкины, Четвертинские
- В 1691 году в наших краях были пожалованы земли Льву Нарышкину. Ясное дело, его венценосным племянником Петром I. Возможно до Камышина у семейства Нарышкиных дело бы не дошло, но тут в 40-е годы XVIII века наладилась регулярная добыча соли на озере Эльтон. А через наш город ( в ту пору Дмитриевск) проходил оживленный соляной тракт.
Соль доставлялась по всей России. Как сейчас бы назвали «солеперевозка» стала популярным и прибыльным занятием. Подряды на доставку брали все, кто мог: купцы, помещики, зажиточные казенные и монастырские крестьяне.
На этой «волне» Нарышкины и построили в Камышине усадьбу (ныне «Торговый дом «Камышин»). Сейчас этот дом – никак не «край камышинской географии» — улица убегает дальше. А тогда он был в конце.
И опять «барокко», только теперь провинциальное, надворные постройки с прекрасными, крепкими, просторными сараями для складирования эльтонской соли. Они и сегодня поражают свое надежностью: строили на века.
Позже усадьбой владели Четвертинские, представители княжеского рода, который традиционно считался происходящим от Рюрика, а ближе к нам — Лев Гусев, не только торговец, но и городской голова.
«Калейдоскоп» истории всего одной улицы только начал «раскручиваться», а мое повествование заканчивается… Предлагаю вернуться на Советскую — Царицынскую, когда станет тепло: на улице, а заодно у нас на сердце. Если к тому времени «старушка» не скроется за веяниями нашего «одноразового» времени: рекламными баннерами, пластиковой обшивкой (как дом Нарышкиных-Четвертинских и его собратья), не обновится до неузнаваемости….
Знаете ли вы?
-
Пожарная каланча в Камышине первый раз сгорела в 1869 году. Позже была отстроена снова. До 1930 года на каланче дежурный в случае пожара ударял в колокол. В 1920-1940-е годы в праздничные дни на шпиле калачи взвивался красный флаг. Во время Великой Отечественной войны здесь располагался пост воздушного наблюдения.
-
В фондах музея хранится фотография Земской управы с надписью, сделанной рукой графа Олсуфева: «Ивану Пономареву на память о стройке Земского дома в Камышине. … находясь десятником… исполнял свои обязанности добросовестно, с полным знанием дела…о чем и удостоверяю». Камышинские каменщики, плотники, штукатуры и,привлекавшиеся к работам уездные крестьяне, завершили дело в кратчайшие сроки – за 16 месяцев.
-
Вотчина Нарышкиных-Четвертинских насчитывала до 100 000 десятин земли, была самой крупной в Камышинском уезде. В Камышин доставлялось огромное количество оброчных продуктов. Здесь все хранилось в погребах до весны, а когда на Волге вскрывался лед, продовольствие отправлялось водой в центральные губернии и понизовье.
При содействии графа Д.А. Олсуфьева построены:
-
Нынешний Детский эколого-биологический центр в Камышине (1914). При царе на доме стояла стрелка – указатель «на Царицын». По этой причине школа №6, которая некоторое время размещалась здесь, называлась в народе «на стрелке».
-
Нынешний Дом учителя (1906). С 1908 года – начальное двухклассное училище для девочек имени Л. Толстого. Писатель был близко знаком с семьей Олсуфьевых, даже называл их «наши Олсуфьевы».
Comments (3)