Четверг , 5 Декабрь 2024

Home » Экскурсии с КаравайNEWS » История Камышина. Городской водопровод. У воды и без воды

История Камышина. Городской водопровод. У воды и без воды

Строительство водопровода в Камышине. Крайний справа - Кальян, инженер.
Строительство водопровода в Камышине. Крайний справа — Кальян, инженер.

В будущем году (1968-м) камышане отметят трехсотлетие своего города. Юные камышане знают город таким, какой он есть сейчас. Трудно им представить родной город без хлопчатобумажного комбината и кранового завода, без железной дороги, без широкой Камышинки и водопровода.  

А вот старожилы хорошо помнят Базарную площадь, где колеса по ступицу увязали в песке, голую степь, где сейчас раскинулся питомник. Они помнят, как ежедневно тысячи камышан направлялись с ведрами за водой на Волгу.

Ровно 230 лет назад город существовал без водопровода. И столько же лет были водовозы и водоносы, развозившие и разносившие воду по домам за плату. Не случайно пекарни, мастерские строились по берегам Камышинки и Волги: меньше тратилось средств на доставку воды.

Нехватка воды сказывалась на развитии садоводства, огородничества в черте города. И неудивительно, что в дореволюционном Камышине почти не было зеленых насаждений.

Железнодорожники выручают управу

По мере роста города все острее вставал вопрос о снабжении его водой. Не раз он был предметом обсуждения в городской управе. Но все упиралось в деньги. Ни царское правительство, ни местные толстосумы не хотели раскошеливаться. Выручили железнодорожники. Вернее, общество Рязано-Уральской железной дороги.

Это общество в 1893 году приступило к строительству железной дороги Тамбов-Камышин протяженностью 444 версты.

За землю, отведенную под железную дорогу на территории Камышина и прилегающих к нему хуторов, общество обязалось построить деревянный мост через Камышинку, чтобы соединить Старый город с Новым, а также провести водопровод.

Бородинский мост был построен в 1896 году. На его сооружение израсходовано более сорока тысяч рублей. Теперь конкретно стал решаться вопрос о строительстве водопровода. Откуда взять воду, где проложить трубы?

Строить водокачку выше старого города и вести водопровод через Камышинку железнодорожники не согласились. Никакой техникой в то время они не располагали. Строить водокачку в черте Нового города не решалась городская управа.

Но время решило спор не в пользу жителей города. После долгих переговоров управа, боясь, что железнодорожники, закончив свои работы, уедут из Камышина, дала согласие на строительство водокачки, вопреки всем санитарным правилам, — ниже города.

Водонапорная башня.
Водонапорная башня.

В зале водокачки было смонтировано два паровых котла с двумя насосами, мощностью сто кубометров воды в час. Вода из Камышинки подавалась в водонапорную башню, что и сейчас стоит на Камышинской улице, а оттуда – по трубам в водоразборные будки. В то время их было шесть по всему городу.

Водоразборная будка.
Водоразборная будка.

Как рассказывают старожилы и свидетельствуют документы, водопровод был сдан в эксплуатацию в 1898 году. На его работы израсходовано сто тысяч рублей. Всеми работами руководил инженер Кальян. Под его же руководством возводились мост через Камышинку и железнодорожный с мост, что напротив поселка Металлист.

Только днем

Но с пуском водопровода проблема снабжения водой не была окончательно решена. Жителям некоторых улиц ходить к водоразборным башням было дальше, чем к Волге или Камышинке. И они предпочитали брать бесплатно волжскую воду, чем платить за «водопроводную».

Вода из будок отпускалась только днем с шести часов утра до шести вечера по жетонам, купленным в городской управе. За одну копейку наливали два ведра.

В 1912 году цена на воду была снижена почти вдвое. А в 1929 году на улицах города будки были заменены колонками.

Не повезло жителям Старого города. Они стали пользоваться колонками только в 1936 году.

Много лет прошло с того времени, как в городе стал работать водопровод. Нет и старой водокачки, которую пришлось сносить, так как она попала в зону затопления при строительстве Волжской ГЭС. Мощность насосных станций (управления «Водоканал» и хлопчатобумажного комбината) увеличилась по сравнению с «бабушкой» почти в тридцать раз.

Сейчас для хозяйственно-бытовых нужд каждый житель города расходует приблизительно около десяти тысяч литров воды в год. И за это он платит 46 копеек.

Много сил и энергии развитию городского водопровода отдал Степан Александрович Коростин. Он проработал водопроводчиком 54 года. Почти столько же трудился и Сергей Дмитриевич Иванов.

Сейчас как-то и неудобно сравнивать мощность нынешнего водопровода с прежним. На улицах установлены сотни колонок общего пользования. В большинстве даже частных домов имеются зимний или летний водопроводы.

И все же в летнее время, особенно в жару, когда нет дождей, ощущается нехватка воды. Но это трудности бурного роста нашего города. Со временем и они будут преодолены.

Т. Ляшенко («К 300-летию Камышина», «Ленинское знамя», март 1967 года).

История Камышина. Городской водопровод. У воды и без воды Reviewed by on . Строительство водопровода в Камышине. Крайний справа - Кальян, инженер.В будущем году (1968-м) камышане отметят трехсотлетие своего города. Юные камышане знают Строительство водопровода в Камышине. Крайний справа - Кальян, инженер.В будущем году (1968-м) камышане отметят трехсотлетие своего города. Юные камышане знают Rating: 0

Leave a Comment

scroll to top